Статья в соаврстве с известным переводчиком Эдогавы Рампо на русскийй язык Галиной Борисовной Дуткиной написана для журнала Taiyou Kai - Медиа-портал о Японии | Япония
В детстве я зачитывалась лабиринтами Агаты Кристи и полагала, что для разминки мозгов нет ничего лучше. Но тогда я ещё не знала о таком жанре, как мистический детектив, и о том, что самое поразительное в нём написано на японском.
28 июля исполнилось 60 лет со дня смерти основоположника японского мистического детектива Эдогавы Рампо, произведения которого сыграли ключевую роль в формировании и 35-летнем творчестве японской дум-метал-группы Ningen Isu.
Каждый раз, проезжая JR-станцию Хираи (平井), расположенную в самом восточном районе Токио — Эдогава (江戸川区), я вспоминаю город Хиросаки, или — неожиданно — западную станцию Токио, Коэндзи, а иногда и кладбище Тама. Казалось бы, что за «игры разума» и какая тут связь? Связь — самая что ни на есть металлическая — как в учебнике химии: одни компоненты соединены с другими посредством обобществления валентных электронов. Уверена, пока это звучит туманно.
«Отцом» японского мистического детектива по праву называют Эдогаву Рампо (江戸川 乱歩) — он же Хираи Таро (平井 太郎), родившийся 21 октября 1894 года в далёкой от столицы префектуре Миэ (где сейчас открывают музей) и упокоившийся 28 июля 1965 года на удаленном участке гигантского западно-токийского кладбища Тама. Триггер флэшбэков ясен? Но при чём здесь панковатый райончик Коэндзи и уютный северный городок Хиросаки — квинтэссенция всей Японии? Город, в котором есть всё: гора, замок, ряды буддийских храмов, университет, 300-летний фестиваль. Эти места породили немало звёзд — как прошлого века (Дадзай Осаму), так и наших современников (Нара Ёситомо).
Фото: Татьяна Романова
Именно там, в середине 60-х годов, в семьях школьных учителей родились два мальчика: будущий бакалавр буддийской философии Синдзи Вадзима и будущий бакалавр русской литературы Кэньити Судзуки. Но ни один, ни другой не проработали и дня по специальности. Решив в 1987 году снова «сколотить» рок-группу, как в школьные годы, уже в конце мая 1989-го они сверкнули на телепрограмме Ikasu Band Tengoku (イカすバンド天国) — или просто «Икатэн», что принесло им поток фанатов и стало настоящей «золотой картой» в непростом разговоре с родителями о будущем.
В родном городе, где благодаря университету было множество букинистических магазинов, а благодаря снежной и довольно суровой зиме мальчики читали классику:
Танидзаки Дзюнитиро (谷崎潤一郎), Дадзай Осаму (太宰治), Юмэно Кюсаку (夢野久作), Мисима Юкио (三島 由紀夫), Ёкомидзу Сэйси (横溝正史), Сакагути Анго (坂口安吾), Унно Дзюдза (海野十三), Идзуми Кёка (泉鏡花), Ямада Футаро (山田風太郎), Акутагава Рюноскэ (芥川龍之介), Инагаки Тарухо (稲垣足穂), Акагава Дзиро (赤川次郎), Уэда Акинари (上田秋成), Такамура Котаро (高村光太郎), Симадзаки Тосон (島崎藤村), Ибусэ Масудзи (井伏 鱒二), Такахаси Кадзуми (高橋和己), Итсуки Хироюки (五木寛之), Санъютэй Энтё (三遊亭圓朝), Нацумэ Сосэки (夏目 漱石), Миядзава Кэндзи (宮沢賢治), Фукадзава Ситиро (深沢 七郎), Моримура Сэйити (森村 誠) и других. Также заморских мистиков: Эдгар А́ллан По и Говард Филлипс Ла́вкрафт.
Фото: Татьяна Романова.
Бывшая городская библиотека Хиросаки была построена в 1906 году архитектором Сакити Хориэ.
Список приведён не только для знакомства читателей с плеядой авторов, многие из которых, вероятно, так и не были переведены на русский, но и для того, чтобы показать, чьи произведения вдохновили на создание песен для 23 студийных альбомов.
Когда-нибудь будет написано о каждом из них, но сегодня речь пойдёт о величайшем вкладе творчества Эдогавы Рампо в 35-летнюю историю легендарной дум-метал-рок-группы, которая, возможно, и не была основоположником жанра, но по праву считается амбассадором ЛИТЕРАТУРНОГО рока.
4 июля 1989, Shimokitazawa Yaneura, Tokyo. (ZERO(音楽専用) on X)
Как и Хираи Таро, который, получив диплом по экономике в университете Васэда в 1916 году, несколько лет перебивался случайными заработками, пока в 1923 году не дебютировал как писатель с детективом «Медная монета» (二銭銅貨, Ni-sen dōka) под псевдонимом Эдогава Рампо (от Эдгар Аллан По), так и двум школьным друзьям из Хиросаки пришлось годами ютиться в дешёвых комнатах токийского района Коэндзи: без душа, но с мышами. Они готовили бенто, разгружали книги, а иногда — уже будучи вполне известными — развозили почту и посылки, в том числе по адресам собственных фанатов.
Буквально за углом от них жил нынешний барабанщик группы — Нобу (Ёсинобу) Накадзима, который в те времена, имея степень бакалавра по физике/химии, играл в группе GEN и лично не знал парней с севера. А вот его бабушка — знала.
Фото: Татьяна Романова. Улица Коэндзи.
Дебютной песней на телепередаче «Икатэн» стала «Чудовище во мраке» (陰獣, Injū) — в честь одноимённой повести Эдогавы Рампо 1928 года. Сценический образ басиста Кэньити Судзуки был отсылкой к Нэдзуми Отоко (ねずみ男) из манги «Китаро с кладбища» (鬼太郎誕生 ゲゲゲの謎) Мидзуки Сигэру (水木 しげる).
Название самой группы — Ningen Isu (人間椅子) — заимствовано из рассказа Эдогавы Рампо «Человек-кресло», впервые опубликованного в 1925 году в журнале «Кураку» (苦楽, Kuraku). Именно этим рассказом вдохновлён и 22-й студийный альбом группы — «Страдания и блаженство», вышедший в 2021 году, в период затишья пандемии COVID.
А дальше читайте Японский язык-EdogawaRanpo-NingenIsu | Taiyou Kai
Комментариев нет:
Отправить комментарий